![0](images/pix.gif) | ![0](images/pix.gif)
Пользователи: | |
|
|
|
|
![Родился 29 ноября 1928 года в Баку (Азербайджан). Отец Теймур (1898 г. рожд.). Мать Сона (1901 г. рожд.). Дети: Лара (1949 г. рожд.), Алагез (1953 г. рожд.), Айдан (1964 г. рожд.).
В 1957 году Таир Салахов окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова (мастерская П.Д. Покаржевского) по специальности художник-живописец. Уже ранние работы Т.Т. Салахова обратили на себя внимание художественной общественности и успешно экспонировались на больших выставках, приобретались московскими музеями, награждались первыми премиями Международных фестивалей молодежи и студентов в Москве и Вене. Становление художника совпало с атмосферой общественного подъема конца 1950-х начала 1960-х годов. Он явился одним из основателей «сурового стиля» новаторского движения в искусстве той поры.
Таир Салахов всемирно известный художник, чутко улавливающий ритмы жизни, умеющий слушать и слышать время. Автор портретов, пейзажей, натюрмортов, больших многофигурных полотен, мастер четкого построения композиции, Салахов виртуозно владеет линией и цветом, обладает лаконичной и глубоко индивидуальной манерой исполнения. Сила и обобщенность образов придают его картинам монументальный характер, созвучный фресковой живописи.
Произведения Т.Т. Салахова имеют удивительную особенность: они не только не теряют своей актуальности, но часто обгоняют время, и чем дальше удаляешься от даты их создания, тем еще более значительными становятся полотна мастера. Творческий диапазон его чрезвычайно широк. Он работает в области живописи, графики, сценографии. Суждения художника о человеческой личности, об окружающем мире переданы в искусстве, обращенном прежде всего к современности. Произведениям художника присуще чувство эпохи. По ним безошибочно можно судить о нравственных проблемах, волнующих человека сегодня.
Таир Салахов ведущий портретист мирового уровня. Человека он показывает крупным планом, как главную ценность мироздания. С большой любовью художник изображает семью и друзей. Такие работы, как «Айдан» (1967), «Алагез легенда Востока» (2002), портреты матери, целая серия изображений жены Варвары Александровны Салаховой, «Портрет Дана» (1983), «Портрет Евгения Дунаевского» (1997), излучают доброту и тепло. Более 40 лет Салахов создает галерею образов деятелей культуры, в которых соединились волевая собранность, энергия созидания и творчества. Широко известны блистательные портреты композиторов Дмитрия Шостаковича, Кара Караева, балерин Ирины Струевой и Ольги Рукавишниковой, художника Роберта Раушенберга, актеров Максимилиана Шелла и Ирины Мирошниченко, писателя Германа Гессе. Портрет Мстислава Ростроповича (2000) открывает новый этап в искусстве Т.Т. Салахова. Острый драматизм трактовки образа сочетается с гротеском, экспрессивная пластика создает высочайший эмоциональный накал. Мастер передал богатый и сложный внутренний мир музыканта, чье творчество, являясь национальным достоянием, вышло за рамки культуры одной страны и принадлежит всему человечеству.
Значительное место в его искусстве занимает цикл произведений о людях, самоотверженный и тяжелый труд которых кормит страну, приносит в дома свет и тепло. Работы, созданные на целинных землях, в Красноярском крае, Центральной России, Азербайджане, исполнены благодарности простым труженикам, веры в их мужество и духовные силы. Картины Салахова не приукрашивают и не искажают действительность, честно отражая противоречия и надежды эпохи («Вспаханное поле», 1954, «Целина», 1954, «С вахты», 1957, «Ремонтники», 1960, «Женщины Апшерона», 1967, «Новое море», 1970 и др.).
В Москве и Подмосковье Салаховым написано много натюрмортов, пейзажей, интерьеров. Энергичная пластика цветовых пятен, соединяясь с классическим равновесием композиции, наполняет холсты ощущением торжественного созерцания. В них, как правило, нет изображения человека, но всегда чувствуется его незримое присутствие и доброе, бережное отношение к окружающему миру («Гладиолусы», 1958, «Окно. Утро Москвы», 1959, «Натюрморт с венским стулом», 1976, «Зимнее окно», 1984, «Полевые цветы», 1984, «Яркое утро. Подмосковье», 1986, «Зимняя веранда», 1993, «Стул с розами», 1995, «Жасмин», 1995, «Натюрморт с грушами», 1997, «Мартовская мимоза», 2002, «Мартовский букет», 2002).
Совершая поездки по странам мира, свои впечатления он воплощает в разноплановые произведения, от путевых набросков и репортажных зарисовок до больших полотен и акварелей обобщающего характера. На холстах, выполненных в США, Германии, Франции, Италии, Мексике, Японии и других странах запечатлена радость художника от соприкосновения с культурой разных народов. Обладая безошибочной интуицией, он постигает типические и индивидуальные особенности характера людей и среды, в которой они живут, что проявилось в картинах «Мексиканская коррида» (1969), «Испания. Кордова» (19751976), «Нью-Йорк» (1993), «Рим. Кафе Греко» (2002), серии пейзажей Италии (19992000) и др.
Т.Т. Салахов признан и как талантливый театральный художник. Его постановки отличаются яркой образностью, высокой культурой сценографии, умением точно воссоздать дух эпохи. Большое общественное признание получили декорации к спектаклям «Антоний и Клеопатра», «Гамлет», «Айдын», «Кер Оглы», «Бабек», «Кабинетная история», «За зеленой дверью» и многим другим.
Палитра художника может быть светлой или яркой по цвету, сдержанно аскетичной или почти монохромной, но всегда несет в себе величавое благородство колорита. В произведениях Салахова глубина чувств и логика мудрого мастера пребывают в полной гармонии. Каждая работа выполнена с высокой степенью ответственности и требовательности к себе. Его творчество соединило отечественную школу живописи с достижениями европейского и мирового искусства.
Произведения Т.Т. Салахова представлены в крупнейших музеях России и других стран, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Московский музей современного искусства, Государственный музей Востока (Москва), Государственный Русский музей, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств (Санкт-Петербург), Азербайджанский государственный музей искусств имени Р. Мустафаева (Баку), хранятся во многих государственных и частных собраниях мира. С 1950-х годов он постоянно участвует в крупных союзных, республиканских, академических, тематических выставках.
Персональные выставки Т.Т. Салахова проходили в Азербайджанском государственном музее искусств имени Р. Мустафаева (Баку, 1978), в Центральном доме художника (Москва, 1978), в Галерее Геккосо (Токио, 1979), во Дворце Вирейна (Барселона), Мадридском музее современного искусства (1979), в Пражском музее, Братиславском музее (1980), в музее Трентона (штат Нью-Джерси, США), Музее Брендиуайн (штат Пенсильвания, США), Конкоран-галерее (Вашингтон, 1988), в Музее Диего Риверы (Мехико, 1991), в Галерее Рамко (Стамбул, 1992), в Музее русского искусства (Тайбей, 1994), в Национальном музее (Пекин, 1995), в Азербайджанском государственном музее искусств имени Р. Мустафаева (расширенная экспозиция, посвященная 70-летию со дня рождения Т.Т. Салахова, Баку, 19981999), «Айдан-галерее» (Москва, 2000), в Администрации Президента Российской Федерации (Москва, Кремль, 2002).
Художник принимал участие в многочисленных международных выставках: произведений молодых художников, посвященной VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов (Москва, 1957), произведений художников, посвященной Всемирному фестивалю (Вена, 1958), произведений изобразительного искусства социалистических стран (Москва, 1959), Биеннале (Венеция, 1963), Биеннале произведений молодых художников (Париж, 1963), «Реалист» (Хельсинки, 1978), Триеннале реалистической ангажированной живописи (София, 1979), Триеннале реалистической ангажированной живописи (София, 1982), Биеннале рисунка (Риека, Югославия, 1982), Музее Людвига (К?льн, 1984), изобразительного искусства (Сеул, Южная Корея, 1992), выставка-ярмарка (Стамбул, Турция, 1994), а также выставка рисунка, организованная Академией искусств Франции (Монпелье, 1997), Биеннале (Пекин, 2003).
Много сил отдал художник педагогической деятельности. С 1963 по 1974 год преподавал в Азербайджанском государственном институте имени М. Алиева (сначала доцент, с 1973 г. профессор). В 19741992 годах руководитель мастерской станковой живописи в Московском государственном академическом институте имени В.И. Сурикова, заведовал кафедрой живописи и композиции (19841992). Подготовил целые поколения живописцев, работающих в России, странах СНГ, а также во многих государствах планеты. Щедро делясь секретами мастерства, он бережно развивал индивидуальность каждого студента. Его ученики не копируют учителя, ищут свои пути в искусстве, до сих пор обращаются к Т.Т. Салахову за советами, дорожат его мнением, видят в нем пример высокого благородного служения искусству. Среди закончивших мастерскую Т.Т. Салахова есть и преданные натуре реалисты, и художники, работающие в беспредметном искусстве и в области новейших технологий, и монументалисты, создающие внутреннее убранство храмов и общественных зданий. Ученики Салахова стали известными мастерами, лауреатами отечественных и международных конкурсов, руководителями творческих объединений и учреждений культуры; преподавателями ведущих художественных вузов страны, заслуженными и народными художниками России, удостоены правительственных и церковных наград. Пятеро из них являются членами Российской академии художеств.
Невозможно переоценить огромный вклад Т.Т. Салахова в историю отечественных творческих объединений. Художники всегда оказывали ему уважение и доверие. В 1968 году его избрали секретарем, а с 1973 по 1992 годы, в течение четырех созывов, двадцать лет, Салахов являлся первым секретарем Правления Союза художников СССР. За время своей деятельности в Союзе художников он наладил, развил, укрепил и поднял на небывалый уровень работу по международным культурным связям. Большой художник, признанный лидер, Салахов привлекал к совместной работе выдающихся художников мира, крупных коллекционеров, зарубежные художественные организации. Благодаря его подвижнической деятельности знатоки и любители искусства смогли познакомиться с важнейшими явлениями современного художественного процесса. В Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) воплотились серьезные проекты, среди них персональные выставки произведений ведущих художников мира: Роберта Раушенберга, Фрэнсиса Бекона, Джеймса Розенквиста, Жана Тэнгли, Джорджо Моранди, Яниса Кунеллиса, Гюнтера Юккера, Руфино Томайо и многих других. Салахов задумал и нашел пути к осуществлению выставок «Двенадцати европейских художников», «Сорок художников Нью-Йорка», «Французская академия искусств», выставка произведений из собрания Ленца Шенберга и т.д. На каждую иностранную выставку в нашей стране была проведена ответная выставка произведений русских и советских художников, знакомившая зарубежных зрителей со славными художественными традициями прошлого и достижениями современного изобразительного искусства. Проходившие в Москве и других городах выставки произведений Михаила Шемякина, Юрия Купера (Купермана), Олега Кудряшова, вынужденных покинуть СССР и поселиться за рубежом, по сути вернули искусство известных художников родной земле.
Без малого сорок лет жизнь Т.Т. Салахова прочными узами связана с Академией художеств. С 1966 года он член-корреспондент, с 1975 действительный член, с 1979 член Президиума Академии художеств СССР, переименованной в Российскую академию художеств в 1992 году, в 19792001 годах академик-секретарь Отделения живописи. В 1997 году избран вице-президентом по иностранным вопросам. Т.Т. Салахов принимает активное участие во всех крупных делах Академии. Более 20 лет он руководил Отделением живописи, самым многочисленным в Академии, которое объединяет художников различных творческих направлений. Им проведены юбилеи великих живописцев: К.П. Брюллова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.В. Верещагина, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова, В.М. Васнецова, А.М. Васнецова, М.В. Нестерова, П.Д. Корина, П.П. Кончаловского, А.А. Пластова, А.А. Дейнеки, С.В. Герасимова и др. Многочисленные выставки, конференции, творческие вечера и вечера памяти художников и искусствоведов, строительство и росписи храмов, установка памятников и мемориальных досок в Росси и за рубежом все входит в сферу его пристального внимания и энергичного участия. В последние годы существенно активизировалась международная деятельность Академии, в значительной мере этому послужил большой авторитет Салахова в России и во многих странах мира.
Т.Т. Салахов принял непосредственное участие в воссоздании храма Христа Спасителя, работая в художественном совете Российской академии художеств, который курировал этот процесс. Совет рассматривал представленные на конкурс произведения, оценивал их художественное качество, следил за выполнением работ, участвовал в обсуждении разработки и применения новых технологий. Салахов оказывал консультативную и практическую помощь, в том числе в решении монументальных задач, в расчете перспективных построений как многофигурных композиций, так и отдельных изображений святых. Важные росписи в храме исполнили ученики Т.Т. Салахова: В.П. Псарев, С.Н. Присекин, В.И. Нестеренко, С.П. Оссовский, Н.В. Кочетова и др.
Т.Т. Салахов видный общественный деятель. Он избирался депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР (19631967), два созыва депутатом Верховного Совета СССР (19661974), два созыва депутатом Верховного Совета РСФСР (19801988). С 1996 по 2000 год заместитель председателя Палаты по науке, образованию, здравоохранению и культуре, председатель комиссии по связи с творческими союзами в Политическом консультативном совете при Президенте Российской Федерации.
Салахов Таир Теймур оглы внес огромный вклад в культуру нашей страны и всего мира, оказал большое позитивное влияние на развитие гуманистических традиций российского и мирового изобразительного искусства. За выдающиеся достижения в искусстве он удостоен двух Государственных премий Азербайджанской ССР (1965, 1970), Государственной премии СССР (1968). В 1989 году ему присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». Он награжден орденами: Трудового Красного Знамени (1971), Октябрьской революции (1976), Дружбы народов (1981), «За заслуги перед Отечеством» II (2003) и III (1998) степени, Истиглал (Азербайджанская республика, 1998), Кирилла и Мефодия I степени (Болгария, 1979) и другими, а также многими медалями. Среди них: золотая медаль имени М.Б. Грекова (1977), серебряная медаль Академии художеств СССР (1962), золотая медаль Российской академии художеств (1998). Является также лауреатом первой премии Международной выставки Триеннале реалистической живописи в Софии (Болгария, 1979) и т.д.
Т.Т. Салахов удостоен почетных званий: «Народный художник Азербайджанской ССР» (1963), «Народный художник СССР» (1973), «Народный художник РФ» (1996). Он избран почетным членом-корреспондентом Союза художников Австрии (1983), членом-корреспондентом Французской академии искусств (1987), вице-президентом и Почетным президентом Международной ассоциации пластических искусств (АЙАП) при ЮНЕСКО (1983), с 1993 года действительный член и член Президиума Академии изящных искусств Азербайджана, с 1998 года действительный член Академии художеств Кыргызской республики. Вице-президент международной федерации и Творческого союза художников России (1992). Академик Академии творчества (Россия), Международной Академии Экоэнергии (Азербайджан), член-корреспондент Королевской академии Изящных искусств Сан-Фернандо (Испания, 1998), почетный член Союза художников Германии (Рейнланд Пфельц). С конца 80-х начала 90-х годов XX века почетный гражданин и член Фонда культуры и образования штата Монтана (США), почетный гражданин городов Трентон, Санта-Фэ, Биллингз (США).
На протяжении всей жизни Т.Т. Салахов всемерно поддерживает талантливых людей, гордится успехами коллег и сопереживает их бедам. О том, как рискованно помогал попавшим в немилость и трудные жизненные обстоятельства людям, Т.Т. Салахов почти не вспоминает, но в творческой среде об этом доподлинно известно. В личности Т.Т. Салахова соединились высокие качества: благородство, смелость, мужество, человечность, мудрость, истинный аристократизм, врожденное чувство справедливости.
Живет и работает в Москве, творческая мастерская в Баку. САЛАХОВ Таир Теймур оглы](i/MemberAuthors/ra/thumb/Salahov.jpg) | САЛАХОВ Таир Теймур оглы | | ![Степан Ильич Дудник - профессор, заслуженный художник РСФСР. Родился в 1914 году в Феодосии, родителей своих не помнит, беспризорничал, в 1920 году, после освобождения Крыма от Врангеля, воспитывался в детском доме, оттуда сбежал. В шестнадцать лет Степан попал на строительство Беломорско-Балтийского канала, работал в глухой карельской тайге. Там он начал рисовать для стенгазеты. В 1934 году Дудник поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. В 1943 году окончил институт с отличием и был оставлен в аспирантуре. Его дипломная работа - историческое полотно "Штаб революции в Смольном" сделала бы честь и опытному, зрелому мастеру. В послевоенные годы вместе с художниками В.Ефановым, Ю.Кугачем, К.Максимовым, В.Цыплаковым Дудником были написаны картины "Передовые люди Москвы в Кремле", "Вручение ордена Ленина Москве в честь 800-летия", "Заседание президиума Академии наук СССР". В 50-60-е годы, как и многие художники в это время. Дудник много путешествует по различным областям страны - Алтай, Средняя Азия, Новокузнецк, Кемерово. Из этих путешествий он привозил много работ - сельские и урбанистические пейзажи, портреты рабочих и колхозников. В эти годы практиковалась работа портретными сериями - портреты ученых, тружеников села, рабочих. В 1954-1955 годах Степан Ильич создает большой цикл портретов алтайских колхозников. Лучший из них - "Портрет бригадира-чабана Кары Уланкиной" (1955). В 60-е годы в творчестве художника все сильнее начинает проявляться декоративное начало.Особенно ярко оно проявилось в его натюрмортах, которые художник много пишет в 60-е и в 70-80-е годы. Общий романтически-эмоциональный настрой свойствен и всем жанровым работам художника. Дудник - художник-романтик, это видно и по ранним его работам, и по работам 70-80-х годов. Картина "Комсомольцы 20-х годов" (1972) посвящена суровому времени разрухи, голода, борьбы на фронтах гражданской войны. Песней, поэтическим символом, посвященным Великой Отечественной войне, звучит триптих "Вечный огонь" (1975). На протяжении 80-х годов художником был создан ряд полотен, в которых ощущается тенденция к монументализации образа. Таковы триптихи "Люди Магнитогорска", "Октябрь" (оба 1980), "Парламентеры мира", "Парад Победы" (оба 1986). В 70-е годы, в целом весьма плодотворные для художника, им было создано много жанровых полотен ("Ткачихи", "Яблони", "Ковровщицы"), в которых декоративность и поэтическое начало - творческий принцип живописца. Еще одна область живописи, где Дудник создал много интересных работ - этот пейзаж. Глядя на его изображение Генуэзской крепости в Судаке, вспоминаешь все прекрасные легенды Крыма, посвященные этому месту. А пейзаж "Древняя земля" (1973) - это рассказ о красоте владимирского края. На нем изображен один из самых удивительных памятников древнерусского зодчества церковь Покрова на Нерли. Степан Ильич Дудник всегда принимает участие в художественной жизни страны, экспонирует свои работы на всех крупных выставках. Его своеобразное творчество раскрывается все новыми гранями таланта, художник не останавливается на месте, продолжает поиски новых выразительных средств. Во всех живописных жанрах - в портрете, натюрморте, пейзаже, в картинах на историческую тему, в жанровых полотнах - он создал интересные, запоминающиеся работы. Степан Ильич Дудник (род. 1914). Судьбы очень многих людей, родившихся в первые десятилетия XX века, поражают нас своей неожиданностью, удивительностью. Часто их жизнь представляется нам похожей на сказку, где герою приходится пройти через великие трудности, чтобы достигнуть счастья. Такая судьба и у Степана Ильича Дудника - ныне профессора, заслуженного художника РСФСР. Степан Дудник родился в 1914 году в Феодосии, родителей своих не помнит, беспризорничал, в 1920 году, после освобождения Крыма от Врангеля, воспитывался в детском доме, оттуда сбежал. В шестнадцать лет Степан попал на строительство Беломорско-Балтийского канала, работал в глухой карельской тайге. Там он начал рисовать для стенгазеты. В 1934 году Дудник поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. Начинающему заниматься, не имея никакой подготовки, было трудно. Но Степан Дудник много работал. В 1943 году он окончил институт с отличием и был оставлен в аспирантуре. Его дипломная работа - историческое полотно "Штаб революции в Смольном" сделала бы честь и опытному, зрелому мастеру. Целостность, композиционная найденность, небанальность подхода, свое ощущение времени, эпохи, присущие этой картине, сразу обратили внимание на молодого художника. Тема революции занимает большое место в творчестве Дудника, и всегда он находит свое, не похожее на других ее решение, не боясь ни сложности задачи, ни масштабов полотна ("Залп "Авроры", "Октябрьские дни", "В.И.Ленин и А.М.Горький" и др.). В творчестве Степана Дудника отразились многие тенденции, свойственные развитию советского искусства. Так, например, в послевоенные годы создавались большие заказные групповые портреты, которые писались коллективами художников. В составе такой "бригады" работал и Дудник. Вместе с художниками В.Ефановым, Ю.Кугачем, К.Максимовым, В.Цыплаковым им были написаны картины "Передовые люди Москвы в Кремле", "Вручение ордена Ленина Москве в честь 800-летия", "Заседание президиума Академии наук СССР". В целом названные произведения вряд ли можно отнести к лучшим работам их авторов. В них внешняя эффектность, парадность и помпезность перекрывали остальные достоинства. Но у каждого из художников были свои удачи. Так, подготовительные портреты-этюды Степана Дудника говорят о его живописном мастерстве и несомненном даре портретиста. В 50-60-е годы, как и многие художники в это время. Дудник много путешествует по различным областям страны - Алтай, Средняя Азия, Новокузнецк, Кемерово. Из этих путешествий он привозил много работ - сельские и урбанистические пейзажи, портреты рабочих и колхозников. В эти годы практиковалась работа портретными сериями - портреты ученых, тружеников села, рабочих. В 1954-1955 годах Степан Ильич создает большой цикл портретов алтайских колхозников. Лучший из них - "Портрет бригадира-чабана Кары Уланкиной" (1955). Последовавшая вслед за этой серия портретов сталеваров отличается большим обобщением. Хороший рисунок, монументальная форма, интересные колористические решения - художественные качества этих произведений. Дудник много работает непосредственно с натуры в цехах у станков и плавильных печей. Чтобы создать портрет, он делает подготовительные этюды, а завершает работу всегда в мастерской. В области портрета в 60-е годы работало много художников. Манера, стиль их различны, но в их работах есть и общее - все они стремились показать, отразить живописными средствами образы волевых, энергичных строителей новой жизни, отразить их участие в этом процессе. На портрете сталевара А.Ковалева (1964) мы видим человека с красивым, мужественным, волевым лицом, освещенным отблеском огня плавильной печи. В этой работе выявлены высокие духовные качества изображенного. Степан Дудник - художник постоянно развивающийся, ищущий, его живопись с годами претерпевает изменения. В 60-е годы в его творчестве все сильнее начинает проявляться декоративное начало, явно заложенное в природе его дарования, свободней и интересней становится колорит его работ. Так, портрет верхолаза В.Заворыкина отличается от изображений сталевара в предыдущей серии. Яркая декоративность, броская темпераментная живопись наиболее верно передает образ монтажника, его отвагу, молодость, удальство. Художник меняет свою живописную манеру в зависимости от образных задач, которые перед собой ставит. Особенно ярко проявилось декоративное начало живописи Дудника в его натюрмортах, которые художник много пишет в 60-е и в 70-80-е годы. В них он отразил поэтический мир простых вещей, их незамысловатую красоту. Цвет в творчестве Дудника - носитель эмоционального начала. Его видение цвета отличается своеобразием, самобытностью, поэтому его работы никогда не спутаешь с работами других художников. Общий романтически-эмоциональный настрой свойствен и всем жанровым работам художника. Дудник - художник-романтик, это видно и по ранним его работам, и по работам 70-80-х годов. Картина "Комсомольцы 20-х годов" (1972) посвящена суровому времени разрухи, голода, борьбы на фронтах гражданской войны. Образ красноармейца в буденовке - композиционный и смысловой центр полотна. Если в остальных персонажах есть элемент жанровой трактовки, то молодой воин-комсомолец - это законченный собирательный образ, трактованный, несмотря на всю суровость темы, через романтическое восприятие тех дней. Песней, поэтическим символом, посвященным Великой Отечественной войне, звучит триптих "Вечный огонь" (1975). На протяжении 80-х годов художником был создан ряд полотен, в которых ощущается тенденция к монументализации образа. Таковы триптихи "Люди Магнитогорска", "Октябрь" (оба 1980), "Парламентеры мира", "Парад Победы" (оба 1986). Дудник в разное время обращается больше то к одному, то к другому жанру живописи. В 70-е годы, в целом весьма плодотворные для художника, им было создано много жанровых полотен ("Ткачихи", "Яблони", "Ковровщицы"), в которых декоративность и поэтическое начало - творческий принцип живописца. В этих произведениях, построенных на мягких ритмических движениях, гармонии цвета, замкнутой композиции, нет мелких, конкретных деталей быта. Это не зарисовки из жизни, не ее прямое воспроизведение, а тема, которую развивает художник, оттолкнувшись от конкретного сюжета, момента. В этих жанровых картинах сочетаются лиризм и монументальность. Еще одна область живописи, где Дудник создал много интересных работ - этот пейзаж. Глядя на его изображение Генуэзской крепости в Судаке, вспоминаешь все прекрасные легенды Крыма, посвященные этому месту. А пейзаж "Древняя земля" (1973) - это рассказ о красоте владимирского края. На нем изображен один из самых удивительных памятников древнерусского зодчества церковь Покрова на Нерли и, как знак сегодняшнего дня, уважительно обходящая ее стороной линия электропередач. Маленький, стоящий на пригорке храм сохраняет свое величие, несмотря на гиганта соседа. Степан Ильич Дудник всегда принимает участие в художественной жизни страны, экспонирует свои работы на всех крупных выставках. Его своеобразное творчество раскрывается все новыми гранями таланта, художник не останавливается на месте, продолжает поиски новых выразительных средств. Во всех живописных жанрах - в портрете, натюрморте, пейзаже, в картинах на историческую тему, в жанровых полотнах - он создал интересные, запоминающиеся работы. -------------------------------------------------------------------------------- ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА -------------------------------------------------------------------------------- 1913 год 23 декабря Родился в Феодосии. Крым. 1932-1934 Учеба в Московском Государственном художест- венном институте им.Сурикова. Графический фа- культет. Педагоги: Н.П.Крымов, Д.Н.Кардовский, К.Н.Исто- мин, М.Н.Чернышов, А.А.Дейнека, А.А.Осмеркин. 1941 1944 - Эвакуация в Самарканд. 1941 Вступление в члены КПСС. 1942 Защита диплома "Штаб револиции в Смольном" с оценкой "отлично". 1942-1944 Учеба в аспирантуре института им.Сурикова. 1944. Вступление в Союз художников. (членский билет 56, подписан С.Герасимовым). 1946-1952 Преподает в институте им.Сурикова. 1949 Получает звание доцента по кафедре рисунка. 1950 Присуждают звание Лауреат Государственной премии СССР (Сталинская). 1952-1953 Преподает в Харьковском Государственном художественном институте. 1953-1968 Работает по договорам. 1964 Получает значек "Отличник народного просвещения РСФСР". 1965 Награждается "Почетной грамотой РСФСР". 1967-1974 Преподает в Высшем художественно-промышленном училище им.Строганова 1968 - Присваивают звание "Заслуженный художник РСФСР". 1968-1972 Избирается Председателем правления Московского отделения Союза художников. 1968-1972 Избирается Депутатом Московского Городского Совета депутатов трудящихся. 1970 Италия-Испания. Поездки от Академии Художеств СССР. 1969-1980 Избирается членом правления Союза художников РСФСР. 1969-1991 Избирается членом правления Союза художников СССР. 1970 Награждается медалью "За доблестный труд" к 100-летию В.И.Ленина. 1971 Награждается орденом "Знак почета". 1976-1981 Преподает в Педагогическом институте им.Ленина. Художественно-графический факультет. 1981 Финляндия. Командировка. 1983 Финляндия. Командировка. 1983 ФРГ. Командировка. 1986 Венгрия. Командировка. 1988 ФРГ. Командировка. 1988 Венгрия. Командировка. 1989 Австрия. Симпозиум европейских художников. 1990 Австрия. Приглашение Герхарда Ленца. 1991 Турция (Стамбул). Приглашение Посольства Турции. 1993 США (Хьюстон). Приглашение Бена Блессинга. 1994-1995 Голландия (Милсбек). Приглашение Яна Янсена. 1969 г. Получает звание "Профессор академической живописи" 1984 г. - Присваивается звание "Народный художник РСФСР". -------------------------------------------------------------------------------- Музеи, в которых хранятся картины художника -------------------------------------------------------------------------------- Государственная Третьяковская галерея. Москва. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. Государственный центральный музей истории России. Москва. Каракалпакский музей им.И.В.Савицкого. Нукус. Музей русского искусства. Киев. Украина. Картинная галерея. Одесса. Украина. Государственный музей им.Радищева. Саратов. Государственный объединенный художественный музей. Кострома. Художественная галерея. Данков. Липецкая обл. Музей изобразительных искусств республики Карелия. Кижи. Музей изобразительных искусств реслублики Карелия. Олонец. Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей- заповедник. Псков. Картинная галерея. Львов. Украина. Картинная галерея. Горловка. Музей изобразительных искусств Дагестана. Махачкала. Художественный музей Осетии им.Туганова. Владикавказ. Государственный музей изобразительных искусств Грузии. Тбилиси. Музей изобразительных искусств. Свердловск. Художественный музей. Херсон. Украина. Государственный музей им.Чюрлениса. Каунас. Литва. Республиканский музей изобразительных искусств Удмуртии. Ижевск. Зал искусств. Магнитогорск. Областной музей изобразительных искусств. Оренбург. Музей изобразительных искусств. Нижний Тагил. Музей народного творчества. Пенза. Государственный музей литературы и искусства. Таганрог. Областной художественный музей. Иркутск. Собрание Б.Блессинга. Хьюстон. США Галерея современного искусства. Кельн. Германия. Художественный музей. София. Болгария. Галерея "Гекоса". Токио. Япония. Галерея Роя Майлса. Лондон. Англия. Галерея Бекер "Файн Арт". Лондон. Англия. Галерея З.Шеньюва. Стамбул. Турция. Собрание Ленца Шенберг. Мюнхен. Германия. Собрание Яна Янсена. Милсбек. Голландия. Дудник Степан Ильич](i/MemberAuthors/ra/thumb/Dudnik.jpg) | Дудник Степан Ильич | |
|
|
|
![0](images/pix.gif) |
![0](images/pix.gif) |
![0](images/pix.gif) |
![0](images/pix.gif) |
![0](images/pix.gif) |
Online система регистрации арт-объектов artreestr / Галерея картин не членов Реестра / Люпиновый праздник
![Начало](images/home24.gif) | Люпиновый праздник | ![Следующий файл](images/to_forward.gif) |
|
КомментарииНет комментариев. Вы можете оставить первый комментарий. Внимание: будьте корректны добавляя свой комментарий.
Serebrennikova
|
|
|
|
|
Расширенные возможности:
Поиск по базе АРТРЕЕСТРА:
Введите фамилию и имя запрашиваемого художника:
![](http://artreestr.ru/i//zastavki/poisk.jpg)
|
Членство:
"Единый реестр авторов и сертифицированных произведений искусства"
стоимость услуг
стать членом
| |
|
|
|
| ![0](images/pix.gif) |
![0](images/pix.gif) |
![0](images/pix.gif) |
![0](images/pix.gif) |
![0](images/pix.gif) |
![0](images/pix.gif)
Сертификаты: | |
|
|
|
|
![Натюрморт с бараниной (Нулевой вариант сертификата) Натюрморт с бараниной (Нулевой вариант сертификата)](i/MemberPictures/sevruk69/thumb/1089-41_Natyurmort_s_baraninoi__Nul_.jpg) | Натюрморт с бараниной (Нулевой вариант сертификата) | | ![Охотничий с бараниной (Нулевой вариант сертификата) Охотничий с бараниной (Нулевой вариант сертификата)](i/MemberPictures/sevruk69/thumb/1089-42_Ohotnichii_s_baraninoi__Nul_.jpg) | Охотничий с бараниной (Нулевой вариант сертификата) | | ![Игорь Орлов 1108 Небо и Земля. Кольцо](i/MemberPictures/Orlov64/thumb/1108_Orlov__kopiya_.jpg) | Небо и Земля. Кольцо | | ![Орлов Игорь 1108 Небо и Земля. Перстень](i/MemberPictures/Orlov64/thumb/1108-68_Nebo_i_zemlya_Persten__.jpg) | Небо и Земля. Перстень | |
|
|
Все Картины: | |
|
|
|
|
![из серии"Маленькие этюды большого леса". из серии"Маленькие этюды большого леса".](i/GalleryArt/Gantselevich/thumb/DSC_9702.jpg) | из серии"Маленькие этюды большого леса". | | ![из серии"Маленькие этюды большого леса". из серии"Маленькие этюды большого леса".](i/GalleryArt/Gantselevich/thumb/DSC_9829.jpg) | из серии"Маленькие этюды большого леса". | | ![бумага, карандаш, 2009,51х73 А+Б+С](i/GalleryArt/Heydeck/thumb/A_B_C_.jpg) | А+Б+С | | ![Рейс Рейс](i/GalleryArt/Moldavsky/thumb/route.jpg) | Рейс | |
|
|
|
![0](images/pix.gif) |