Окончил Государственное художественное училище в Днепропетровске,Московский государственный педагогический университет-художественно-графический факультет. Член Твоорческого союза художников России и Международной Федереции художников,Союза журналистов Москвы.Союза художников Израиля и Объединения Профессиональных художников Израиля (Ответственный секетарь ОПХИ) Награждён медалями «Ветеран труда и 850-ия Москвы.Участвовал в Московских республиканских, всесоюзных и международных выставках в России , в залах ЦДРИ, в Центральном доме художника, в Центральном выставочном зале Манеж и за рубежом. Участник персональных и групповых выставок Израиля. Работы находятся в музеях Израиля и частных коллекциях России, Украины, Нидерландов, Италии, Канады, Израиля и Америки. Живёт и работает в г.Москве и в Тель-Авиве (Израиль).
Под рубрикой: из мастерской на выставку.
БОРИС КОТЛЯР – ХУДОЖНИК-ГРАЖДАНИН
С автопортрета работы 2006 года, впервые представленного на
персональной выставке в Культурном центре в Иерусалиме, мы видим целенаправленный взгляд спокойного, несколько ироничного, но внутренне органичного и уверенного человека, художника в постоянном творческом поиске.
Я познакомился с его творчеством год назад в Российском культурном центре в Тель – Авиве на выставке Объединения профессиональных художников Израиля "Вспоминая Россию" и где совсем недавно в январе 2009 г. прошла персональная выставка Бориса Котляра под названием "Земля у нас одна".
Экспозиция, представленная пейзажами России, СНГ, Прибалтики и Европы, передаёт поэтическое настроение и эмоциональное восприятие художника. "Закат в Купавне" – приятное ощущение истомы солнечного дня, и деревья засыпают, стоя под тёплыми лучами уходящего солнца. А вот "Улица красных фонарей" в Амстердаме насыщена любопытством, теснотой и скрытым стеснением, и только канал разделяет всевозможные мнения прохожих.
Но не только пейзажами решается тема "Земля у нас одна". Заглянув в мастерскую художника, можно увидеть, как используется предметная среда в простом решении глубокой мысли. В 1978 г. издательство "Плакат" совместно с Московским комитетом защиты мира выпустило плакат художника Б. Котляра "Пусть всегда буду я". Лаконичность цвета и мысли, доступная пониманию, создаёт праздничное настроение и уверенность в вечности нашей планеты.
В 1991 г. в Центральном выставочном зале "Манеж" проходила выставка произведений московских художников. Выставку посетил А.Крюков, ныне директор Российского культурного центра в Тель-Авиве, а тогда собственный корреспондент журнала "Алеф", где поделился своими впечатлениями от работы участника выставки Б.Котляра: "Но вот чего я не почувствовал на этой выставке, так это её национального лица – особенностей, свойственных искусству разных народов, населяющих Советский Союз. Если бы не один плакат... Необычен его сюжет – в уголке скромного кладбища на фоне традиционных берёзок в одной оградке расположены две могилы – христианская и еврейская. Меня поразило реальное воплощение постоянно повторяемой в наши бурные дни мысли о том, что все мы, каких бы национальностей ни были, вынуждены жить на нашей маленькой земле рядом, бок о бок. Работа так и называется "Земля у всех одна" .Несомненная заслуга художника в том, что он наглядно показал: и после смерти в "ином мире", мы покоимся тоже рядом, и никуда нам от этого не уйти!.." Выражение мысли посредством чёрного и белого так глубоко и точно – это высокое искусство.
Художника, раненного страданиями своего народа, не может не волновать тема катастрофы европейского еврейства. Серия графических работ "Сохраним память" в технике монотипия была представлена на персональной выставке на ВДНХ в Москве в 1992 году и приурочена к первому съезду преподавателей иврита в СССР. На графических листах только огромные глаза женщин, стариков, детей перед расстрелом. Они смотрят на нас, взывающие в ожидании смертельной муки, молящие о помощи. и, возможно с укором, чтобы каждый заглянул в себя. Позднее 11 листов этой серии вошли в собрание музея современного еврейского искусства в Москве.
Эта тема нашла своё углублённое продолжение в 2002 году на персональной выставке в мемориальном – просветительском центре "Музеон – ха-Шоа" в Бат – Яме. На полотне "Помним" светятся в небе, 6 млн. магендавидов, напоминая о погибших, а на земле 6 свечей памяти. Экспозицию этой выставки завершает жизнеутверждающая картина "Мы были, мы есть и мы будем".
Автор выражает свою гражданскую позицию и видение страны, в которой переплелись разноцветие культур, разнообразие климата и природы и главное - всё это объединяет несгибаемая любовь к жизни и процветанию, о чём говорит многовековое дерево, которое мощными и глубокими корнями наших предков вросло в эту святую землю. Автор не оставляет сомнений – мы были, мы есть и мы будем.
Возвращаясь к выставке пейзажа в этот органичный и привлекательный мир природы, наполненный колоритом современности , открывается живописное дарование художника.
Сама тема пейзажа всегда волновала и художников и зрителей, ибо соприкосновение с природой является неотъемлемой частью нашей жизни. Пейзажи Бориса Котляра наполнены свежестью колорита, чистотой, дыханием весны, тишиной раннего утра, зноем, состоянием до и после дождя и всё это, когда видишь, ощущаешь всем своим существом.
Выставка в РКЦ – это живописный ряд полотен, выполненных в разной технике – масло, темпера, акварель.
География мест, представленных на выставке, подтверждает, что всё – таки "Земля у всех одна".
Вячеслав Давыдов – искусствовед
|