|
Пользователи: | |
|
|
|
|
| Скияскиа Марина | | | Шматько Николай Гаврилович | |
|
|
|
|
|
|
|
|
Online система регистрации арт-объектов artreestr / Список авторов - пользователей: / Громушкин Павел Георгиевич
| Громушкин Павел Георгиевич | |
|
|
Громушкин Павел Георгиевич
Павел Георгиевич Громушкин родился 20 июня 1913 г.
После окончания семилетки поступил учеником в московскую типографию "Рабочей газеты", где тесно общался и дружил с художниками Борисом Ефимовым и Кукрыниксами.
В 1937 году ему была предложена работа во внешней разведке. Любопытно, что собеседование с молодым оперработником проводил лично Л.Берия.
С марта 1938 года Павел Георгиевич был зачислен штатным сотрудником подразделения внешней разведки НКВД - ИНО. Его направили в отдел по изготовлению паспортов для работы наших разведчиков за границей. Это подразделение было создано по инициативе Наума Эйтингона, а возглавлял его Георг Миллер. В этом же отделе в то время работал Вильям Фишер, вошедший в историю разведки под именем Рудольфа Абеля. Как и Громушкин он увлекался живописью и рисовал всю жизнь. Вильям и Павел стали друзьями. В последствии Павел Георгиевич создаст несколько портретов Абеля. Все они проникнуты глубоким уважением к легендарному разведчику.
В 1941 году Громушкина направляют в первую заграничную командировку в Болгарию для выполнения специального задания, а в апреле 1942 года после возвращения, он включается в работу по организации и координации партизанского движения. Стихийные действия местного населения против оккупантов нужно было в спешном порядке перевести на рельсы планомерной вооруженной борьбы, а бойцов обучить, снабдить связью, оружием и хорошо подготовленными командирами. Именно эту задачу решали Павел Георгиевич и его коллеги.
Во время войны его основной работой было изготовление немецких документов для нужд партизан. Громушкин вспоминает, что подделать "аусвайсы" было не слишком сложно, хотя над некоторыми бумагами приходилось "попотеть". Так, он готовил документы на имя Пауля Зиберта для легендарного Николая Кузнецова. Нашего разведчика проверяли не менее 37 раз, и ни разу, сработанные Громушкиным бумаги, у немцев не вызвали подозрения. Во многом благодаря "железным" документам Кузнецову удавалось добывать бесценные сведения. Именно он узнал о расположении ставки Гитлера под Винницей, первым сообщил о готовящемся покушении на Сталина, Рузвельта и Черчилля в Тегеране. Позднее Громушкин напишет портрет своего товарища Николая Кузнецова, который также будет представлен на выставке.
После войны Громушкин для выполнения различного рода заданий объездил практически весь мир. Но говорить об этом даже сегодня еще не настало время.
Павел Георгиевич Громушкин являлся Почетным сотрудником госбезопасности. Имеет правительственные награды: орден Красного Знамени, три ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, два ордена Знак Почета. В 1987 году за серию портретов разведчиков Громушкин был удостоен звания Заслуженного работника культуры РФ.
Скончался 16 мая 2008 года.
Громушкин Павл Георгиевич
20 июня должно было исполниться 96 лет человеку-легенде Павлу Георгиевичу Громушкину.
Он был очень скромным, но сильный духом и необыкновенно талантлив!
Более 40 лет он проработал в разведке, но вместе с тем никогда не изменял и другому своему призванию – художника-портретиста. Портреты знаменитых людей работы Павла Громушкина сегодня украшают страницы журналов и изданий-биографий, в этом году два портрета маршала Жукова, выполненные им, заслужили первое место на городском конкурсе, посвященном 65-летию битвы под Москвой, который проводил Совет ветеранов Москвы.
Джордж Блейк, из предисловия к книге П.Г.Громушкина «Разведка: люди, портреты, судьбы»: «Меня всегда поражало в нем (Громушкине – прим. ред.) сочетание профессионального разведчика и художника. По-моему, это достаточно редкое явление. Впрочем, когда задумаешься, становится очевидным – чтобы быть хорошим разведчиком, надо быть и хорошим художником, то есть обладать оригинальным взглядом на свое окружение, способностью вникать в суть характера других людей, а также даром импровизации».
В 1987 году Павел Георгиевич Громушкин был удостоен звания Заслуженный работник культуры России за серию портретов разведчиков. В 2002 году в издательстве «Добросвет-2002» вышла его книга литературных воспоминаний «Разведка»: люди, портреты, судьбы», проиллюстрированная художественными портретами. Героями книги он сделал людей, с которыми сводила его жизнь на разных этапах его судьбы и работы – выдающихся разведчиков XX века: Николая Кузнецова, Рудольфа Абеля, Иосифа Григулевича, Елену и Питера Крогеров, Исхака Ахмерова, Александра Короткова и других. Несколько лет назад Почта России выпустила 14 марок с портретами разведчиков, и появление этих марок – во многом заслуга Павла Громушкина. Он задался целью рассказать о своих «героях» не только как о людях с непростой судьбой, но и как о разносторонних личностях, о которых мало что известно. Например, знаменитый разведчик Рудольф Абель, с которым Громушкина связывала долгая дружба, был еще и замечательным художником, и в память о друге Павел Георгиевич стал инициатором издания альбома, посвященного его творчеству. В 1998 году в ДЦРИ впервые прошла выставка художников – ветеранов внешней разведки, где были представлены работы Р. Абеля, П. Громушкина, С. Зайцева, Б. Корякина, И. Михеева, С. Чуканова.
«У времени нет равных, – писал Павел Громушкин в книге «Гордость России в космосе» (Москва, 2006). – Оно легко обходит человека, ускользает сквозь пальцы, просачивается сквозь незначительные дела и ненужные слова. И долг каждого из нас перед Создателем – жить максимально творческой жизнью, какая только возможна».
Доброе слово, мудрый взгляд и страстную любовь к своему Отечеству - всё это Павел Георгиевич оставил нам как эстафету...
Ульяна БЕЗГРОМОВА
В феврале 2008 года в Центральном Доме журналиста прошла выставка картин заслуженного работника культуры, художника-портретиста, ветерана внешней разведки Павла Георгиевича Громушкина под названием "Портреты, люди, судьбы". Выставка была приурочена к двум знаменательным датам - это 95-летие художника и 70-летие его службы во внешней разведке.
Кому посвятил свое творчество Павел Георгиевич? О ком и о чем он писал с такой любовью? Вопросы, по сути, риторические. На его картинах лица тех, чьи подвиги лежат под грифом "совершенно секретно", тех, кто не имел и не имеет право на ошибку, тех, для кого высшая награда безвестность! Он посвятил свои картины целой плеяде звезд, которые связали свои судьбы со службой во внешней разведке. Благодаря его творческим заслугам периода Второй мировой войны, а он "рисовал" документы нашим разведчикам - нелегалам, бойцы невидимого фронта могли быть абсолютно спокойны, аусвайсы проходили даже самую кропотливую проверку в высших инстанциях, в спецслужбах в т.ч. и в Гестапо. Есть у художника и прекрасные пейзажи, и портреты известных людей - политиков, писателей, поэтов, людей, которые были интересны самому автору.
Павел Георгиевич Громушкин, или П.Г., как называли его впоследствии друзья-коллеги, пришел во внешнюю разведку в 1938 году. На тот момент юноше, трудившемуся в издательстве газеты "Правда", было 25. Предварительное собеседование в 1937 году с молодым человеком провел не кто иной, как товарищ Берия. Художник о поступлении на службу в НКВД-ИНО и о своей работе в разведке практически не говорит. Да и незачем, если талантливый человек может разговаривать с нами посредством своего творчества. Он общался со многими. В его списке Николай Кузнецов - Пауль Зиберт, Рудольф Абель (Вильям Фишер), чета Коэнов - Крогеров, агент нашей разведки - англичанин, глава Кембриджской пятерки Ким Филби. В этот список входят такие замечательные люди, как Конон Молодый - Лонсдейл, его история отчасти положена в основу сюжета фильма "Мертвый сезон", очаровательная и очень теплая пара, входившая в группу "легкая кавалерия", которая помогла предотвратить покушение немцев на "большую тройку" - Сталина, Черчилля, Рузвельта во время проведения Тегеранской конференции в 1943 году - Геворк Андреевич и Гоар Левоновна Вартаняны, Василий Пудин, Дмитрий Быстролетов. Это те имена, которые по ряду причин уже можно называть. А сколько еще портретов, сколько судеб, сколько лиц в арсенале этого удивительного человека.
Итак, 1938 год, Громушкин в штате, направлен в отдел по изготовлению паспортов для наших разведчиков-нелегалов. Его документы всегда выдерживали любую проверку. Так совпало, что в тоже время в этом отделе трудился Вильям Фишер, он же Рудольф Абель. Знаменит этот нелегал тем, что помогал обрести нашему Отечеству ядерное равновесие с Западом.
Безусловно, были и другие заслуги и подвиги. Разведчик, который, вероятно так и остался бы неизвестен, если бы не чудовищное предательство пьяницы Вика Хейхенена - связника-радиста Фишера в США. Фишер "появился на публике" под именем Рудольфа Абеля после своего ареста ФБР. Взяв имя, умершего к тому моменту товарища по службе, резидент давал понять Центру: я арестован, я молчу!
На выставке посетители могли ознакомиться с портретом этого знаменитого разведчика. Кстати, один из портретов Абеля-Фишера побывал благодаря космонавту Юрию Батурину на Международной космической станции. Лицо - умнейшие глаза, пронизывающий взгляд - в нем благородство, глубокий интеллект, риск, отвага, печаль и внутренняя нерушимость. Судьба - тяжелейшая работа нелегала, трагический поворот в судьбе, предательство, арест, тюрьма, известность, обмен на американского летчика Пауэрса и двух шпионов в 1962 году, и… слава. Директор ЦРУ Ален Даллес писал: "Я бы хотел, чтобы мы имели трех-четырех человек, как Абель в Москве". Над судьбой Вилли Фишера, еще висит секретность, которая является необходимостью для обеспечения безопасности тех, кто продолжает его дело. Кстати, Фишер был человеком исключительно талантливым и в живописи. Многим известны прекрасные работы Эндрю Кайотиса. Под этим псевдонимом Фишер начинал работать в США.
Но, вернемся к герою нашей публикации. В январе 1941 года молодой человек 28 лет был отправлен в Болгарию в качестве сотрудника советского посольства для выполнения особого задания.Информация была крайне необходима для принятия важных стратегических решений в Москве. Вернувшись в 1942 году, включается в работу по изготовлению немецких документов для партизан. После войны, выполняя различного рода задания Громушкин много "путешествует" по миру. Сейчас Почетный сотрудник госбезопасности на пенсии, награжден орденами и медалями, творит, рисует, причем не только коллег по службе. У него в арсенале много портретов известных людей: Юрий Гагарин, Юрий Никулин, граф Лев Николаевич Толстой, Александр Пушкин, Че Гевара, украденный на одной из выставок. Сам Павел Георгиевич в своей книге "Разведка: портреты, люди, судьбы" о героях своих картин говорит, что они представляют собой "частицу ушедшего века".
"Мне бы очень хотелось, - пишет он в своей книге, - увековечить черты своего поколения. Лицо конкретного человека и лицо истории сливаются воедино". А быть может не только черты? Может быть, память и пример для потомков? Лица, судьбы, поколения, история….. Чем они так близки ветерану внешней разведки с глубокими, ясными и добрыми глазами? Что их объединяет? Верность и огромная любовь к своему Отечеству, преданность своему делу - делу всей жизни, жизни без права на ошибку!
Парламетнский общественно политический еженедельник "Кворум", Москва, 12.03.2008 г.
20 июня исполнилось 94 года жителю Хамовников, талантливому, разностороннему человеку Павлу Георгиевичу Громушкину.
Сам Павел Георгиевич говорит, что событий, которыми была насыщена его жизнь, хватило бы, пожалуй, на несколько жизней. Однако он остается очень скромным человеком и не любит рассказывать о своих заслугах, зато охотно и с большой любовью говорит о замечательных людях, с которыми сводила его судьба.
Более 40 лет он проработал в разведке, но вместе с тем никогда не изменял и другому своему призванию – художника-портретиста. Портреты знаменитых людей работы Павла Громушкина сегодня украшают страницы журналов и изданий-биографий, в этом году два портрета маршала Жукова, выполненные им, заслужили первое место на городском конкурсе, посвященном 65-летию битвы под Москвой, который проводил Совет ветеранов Москвы.
Джордж Блейк, из предисловия к книге П.Г.Громушкина «Разведка: люди, портреты, судьбы»: «Меня всегда поражало в нем (Громушкине – прим. ред.) сочетание профессионального разведчика и художника. По-моему, это достаточно редкое явление. Впрочем, когда задумаешься, становится очевидным – чтобы быть хорошим разведчиком, надо быть и хорошим художником, то есть обладать оригинальным взглядом на свое окружение, способностью вникать в суть характера других людей, а также даром импровизации».
Запечатлевая время… 1 ноября 2002 года Юрий Гагарин снова полетел в космос: бортинженер-2 четвертой экспедиции посещения МКС (ЭП-4) полковник Юрий Лончаков доставил на борт Международной космической станции портрет космонавта № 1 работы Павла Громушкина. Портрет был помещен в служебном модуле МКС между фотографией Гагарина и портретом Циолковского, где находится и по сей день, а автор получил теплую благодарность от экипажа «за возможность доставить знаменитый портрет на борт станции». «На самом деле, в космос полетели два экземпляра портрета, – уточняет Павел Георгиевич. – Один из них, с бортовой печатью МКС, возвратившись на землю, передал мне Лончаков, подняв для меня его ценность до невероятных высот». Портрет так понравился в Звездном городке, что его решили использовать на открытке, сделанной Центром подготовки космонавтов к 70-летию Ю.А. Гагарина. Позднее бортовая печать МКС отметила еще несколько работ Павла Громушкина. Благодаря портретисту в космосе «побывали» люди, в разные времена составившие славу и гордость России: А.С. Пушкин (после возвращения на землю портрет был с благодарностью принят в дар Государственным музеем А.С.Пушкина), знаменитый глазной хирург Святослав Федоров, Владимир Высоцкий, Юрий Никулин. Эти личности всегда интересовали и волновали Громушкина. Гагарин – «один из самых знаменитых землян», «владеющий магией общедоступности», любимый миллионами людей. Никулин – с давних пор кумир Павла Георгиевича как большого почитателя Цирка на Цветном бульваре. Федоров, который лично его оперировал. – До сих пор бережно храню его слова, написанные мне на копии портрета, оригинал которого был подарен ему: «П.Г. Громушкину. Всегда владеть даром зрения и гениальными руками. Федоров 28.1.1991». С Высоцким Громушкину была суждена единственная мимолетная встреча в консульстве Советского Союза в Париже, однако и этого оказалось достаточно, чтобы появился портрет, который художник называет «Всех» и «Мой» Владимир Высоцкий». Та невероятная добрая интеллектуальная энергия, которой обладали эти люди при жизни, перенесена Громушкиным на портреты, – благодаря ей его работы обрели свой особый неповторимый стиль, пробуждающий в нас, зрителях, добрые и радостные чувства. Художник признается, что в портретах для него важны детали и фотографическая точность: «В созданных мною портретах, что согреты теплом моего сердца, я изо всех сил старался ничего не умалить, не упростить, не упустить».
В 1987 году Павел Георгиевич Громушкин был удостоен звания Заслуженный работник культуры России за серию портретов разведчиков. В 2002 году в издательстве «Добросвет-2002» вышла его книга литературных воспоминаний «Разведка»: люди, портреты, судьбы», проиллюстрированная художественными портретами. Героями книги он сделал людей, с которыми сводила его жизнь на разных этапах его судьбы и работы – выдающихся разведчиков XX века: Николая Кузнецова, Рудольфа Абеля, Иосифа Григулевича, Елену и Питера Крогеров, Исхака Ахмерова, Александра Короткова и других. Несколько лет назад Почта России выпустила 14 марок с портретами разведчиков, и появление этих марок – во многом заслуга Павла Громушкина. Он задался целью рассказать о своих «героях» не только как о людях с непростой судьбой, но и как о разносторонних личностях, о которых мало что известно. Например, знаменитый разведчик Рудольф Абель, с которым Громушкина связывала долгая дружба, был еще и замечательным художником, и в память о друге Павел Георгиевич стал инициатором издания альбома, посвященного его творчеству. В 1998 году в ДЦРИ впервые прошла выставка художников – ветеранов внешней разведки, где были представлены работы Р. Абеля, П. Громушкина, С. Зайцева, Б. Корякина, И. Михеева, С. Чуканова.
Художественное творчество для Громушкина – не просто увлечение. Сегодня он признается, что, кажется, на этой стезе нашел и свою «дорогу», и свою технику. «Моя бабушка говорила мне, что отец был иконописцем, правда, его работ я никогда не видел, – рассказывает Павел Георгиевич. – Брат тоже хорошо рисовал. До поступления в разведку я думал, что рисование будет моей основной специальностью. Когда в 20-х годах наша семья переехала в Москву, моим вторым «домом» стал пионерский отряд, который опекала типография «Рабочей газеты». Я оформлял альбом отряда, и мои рисунки понравились техническому директору типографии. Мне было 13 или 14 лет, когда он привел меня в типографию в качестве ученика гравера. Затем меня перевели на работу в издательство «Правда», выпускавшее известные советские журналы – «Крокодил», «Работница», «Мурзилка»; там я познакомился со знаменитыми художниками – Семеновым, Ефимовым, Кукрыниксами. В то время я посещал художественную студию, которую вел один из Кукрыниксов»… Он никогда не переставал рисовать, занимается любимым делом и по сей день. «У времени нет равных, – пишет Павел Громушкин в книге «Гордость России в космосе» (Москва, 2006). – Оно легко обходит человека, ускользает сквозь пальцы, просачивается сквозь незначительные дела и ненужные слова. И долг каждого из нас перед Создателем – жить максимально творческой жизнью, какая только возможна». Вера Федорова
|
|
|
|
|
Расширенные возможности:
Поиск по базе АРТРЕЕСТРА:
Введите фамилию и имя запрашиваемого художника:
|
Членство:
"Единый реестр авторов и сертифицированных произведений искусства"
стоимость услуг
стать членом
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
Сертификаты: | |
|
|
|
|
| Песня нежности | | | Цветущий май. Маркер-код 40779 | | | Высоцкий. Маркер-код 40775 | | | А.В. Сучков. Маркер-код 40776 | |
|
|
|
|