Единый
«ART реестр»

Маркировка защитит произведения искусства от жуликов и воров

Дата: 09.06.2014
Тема: Новости "АРТРЕЕСТРА"


Маркировка защитит произведения искусства от жуликов и воров

Эрмитаж представил новую, секретную технологию

Уникальная технология, создававшаяся несколько лет совместно со специалистами Центрального НИИ Министерства обороны РФ, может быть полезна не только музеям, но и МВД, таможне и даже Интерполу. 25 февраля об этом рассказал журналистам директор Эрмитажа Михаил Пиотров­ский.

На охрану шедевров призваны современнейшие технологии.

Используя новую, секретную технологию, можно идентифицировать музейные экспонаты столь же точно, как личность человека идентифицируется даже не по отпечаткам пальцев, а по ДНК. По словам Михаила Борисовича, «музей существует в мире не совсем музейном. И в этом мире часто говорят, что в музеях много вещей пропадает, что там много подделок, что музейные фонды надо проверять. Новая система маркировки экспонатов нужна нам не только для того, чтобы упростить всякие таможенные процедуры, но и чтобы облегчить нам общение с этим внешним миром. Миром, который очень сильно изменился со времен двухсотлетней и даже столетней давности, где много опасностей, жуликов, бандитов и мошенников».

Маркировка вещей из коллекции Эрмитажа, как подчеркнул Михаил Пиотровский, делается не по тому же примитивному принципу, как, скажем, штрих-коды в магазинах: «Она нужна для многого: для обозначения, идентификации вещей, для учета в музее, для определения подлинности на таможне. На старых картинах екатерининских времен маркировка стоит прямо на живописи. Сейчас мы предлагаем более современные способы. Наша технология развеивает мифы о том, что вот где-то существуют вещи, которые у нас отсутствуют. Так вот: в области маркировки ничего подобного тому, что разработано сейчас для Эрмитажа, нет ни в нашей стране, ни во всем мире. Мы — первые. Именно поэтому то, что делается сейчас здесь, столь важно».

Алексей Богданов, заместитель директора по эксплуатации, посвятил присутствовавших в тонкости новой технологии, не раскрывая, разумеется, всех секретов: «Мы поставили задачу создать технологию маркировки, которая могла бы обеспечить быстрое, несложное и однозначное определение принадлежности экспоната к музейной коллекции». 

Если говорить не на языке науки, маркировка — это просто точечка, капелька, состоящая из определенных химических веществ. Но этой капельки вполне достаточно, чтобы определить подлинность экспоната. И подделать ее невозможно.

Капелька уникального вещества поможет определить подлинность и собственника произведения.


Как рассказал Алексей Богданов, эта микроскопическая капелька специального вещества безвредна для экспоната, не меняет его структуру, не вступает в химические соединения. Она невидима на глаз, заметной становится только в ультрафиолетовом излучении. Определяется она с помощью специального прибора. Есть еще один прибор, побольше размером и более сложный, который позволяет выявить уровни защиты.

«Маркируются предметы искусства с помощью так называемых фломастеров, наполненных специальным химическим составом, — пояснил Алексей Богданов. — Это не столько люминесценция, сколько определенное количество информации, которую и считывает прибор. Выявлением люминесценции мы фиксируем то, что маркировка на экспонате есть. А вот наша это маркировка или не наша, определяется цветовым сигналом. Если наша — загорается зеленый огонек. Не наша — красный. Для этого не надо перемещать экспонат, скажем картину, в специальную лабораторию. Не надо ее даже переворачивать. Достаточно поднести прибор, чтобы удостовериться по цвету мерцающего сигнала в ее подлинности или наоборот». Для тех предметов, к которым нельзя прикасаться, разработана система нанесения знаков при помощи распыляемого из аэрозоля «тумана», который мгновенно высыхает, попадая на экспонат.

Маркировка может применяться для холста, бумаги, стекла, фарфора, дерева и керамики. Пока еще в разработке технология маркировки на металле.

Стоимость нанесения на один экспонат составляет всего тридцать рублей. А для того чтобы нанести ее, требуется лишь 15 секунд. Сохраняется она в течение минимум полувека.

«В принципе если допустить возможность каких-то катастроф, в результате которых произведения искусства могли бы сгореть, то даже по пеплу можно определить, наши это были экспонаты или нет», — заметил Алексей Богданов.

Над созданием технологии маркировки музейщики работали совместно со специалистами из Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны РФ и Российского химико-технологического университета им. Менделеева. Поначалу специалисты работали бесплатно. Но затем удалось получить финансирование из бюджета. В 2012 году на маркировку музей получил 10 миллионов, в 2013 году — 20 миллионов. В этом году на работу по маркировке экспонатов выделено 30 миллионов рублей. Это совсем небольшие суммы, особенно если учесть всю важность подобной технологии для определения подлинности экспонатов.

Автор: Арсеньева Зинаида
Фото: Чайка Наталья


Это страница с сайта Online система регистрации арт-объектов artreestr
http://artreestr.ru